Как подготовить вторичку к продаже
Презентуем в интернете: как готовить объявление
1. Мебель и ремонт
Свежий ремонт влияет на впечатление о квартире, и у вас будет больше шансов продать ее быстрее, НО не дороже. Деньги за ремонт вы не вернете. Однако, если на потолке или стенах есть “протеки”, сигнализирующие о том, что было затопление - это однозначно нужно исправлять. Совсем старую мебель, которая портит вид - выбросьте. Она вам скоро уже не понадобится, а чем больше “воздуха” в помещении - тем просторнее оно выглядит. К тому же, никто не любит старую рухлядь и “бабушкин” стиль.
2. Текст объявления
Не ограничивайтесь информацией о районе, площади квартиры и количестве комнат. Составьте подробный рассказ. Метраж каждого помещения, когда последний раз был ремонт, какая остается мебель и техника, наличие балкона, общего тамбура, а также кабельного/цифрового телевидения. Важно: куда выходят окна, траспортная развязка, сколько квартира находится в собственности, сколько в ней прописано людей, а также является ли сделка альтернативной. Непременно опишите инфраструктуру. Выделяйте достоинства и не скупитесь на эпитеты, людей цепляют “человечные” тексты. Но не маскируйте явные недостатки в размытых формулировках. Не используйте капс в заголовках. Это больше напрягает, чем привлекает внимание. Не используете слова “срочно”, “торг”.
3. Фото
Очевидно, что перед тем, как фотографировать квартиру для продажи, в ней нужно прибраться. Однако, в интернете масса фотографий с иллюстрацией всей личной жизни хозяина: майки и полотенца на стульях, лыжи или какая-нибудь коробка в углу, куча вещей на столе и стиральной машине. Уберите все мелочи из кадра. Шторы, паласы и мягкую мебель следует очистить от пятен и пыли, помыть пол. Чтобы солнечный свет из окна не затемнил фотографию, наведите фокус на противоположный от окна предмет. Включаем весь цвет, даже в дневное время. Стараемся захватить комнату целиком, покупателю незачем смотреть на ваш диван или холодильник. А вот наличие гардеробной, кладовки или ниши - наоборот подчеркните. Не забудьте про общее фото дома, двора и вашего подъезда.
4. За сколько?
Многие мыслят так: посмотрю за сколько продают аналогичные квартиры другие, и накину тысяч 200… Но они не понимают, что эти “другие” уже подняли реальную рыночную цену для объявления, для возможности торга. Лучший вариант узнать объективную стоимость своей квартиры - обратиться к риэлтору. Вы узнаете адекватную информацию и не будете гадать, за сколько продавать. Вне зависимости от того, продаете вы сами или через агентство, не рассчитывайте, что с вами произойдет чудо, и вы продадите намного дороже аналогичных вариантов. Если продать нужно срочно - снижайте цену сразу.
Встречаем покупателя: как готовиться к показу
1. Подъезд, соседи
Шприцы на площадке в подъезде и пьяные соседи оттолкнут потенциального покупателя еще до входа в квартиру. По возможности приберитесь в подъезде, замените негорящие лампочки и постарайтесь выбрать для показа такое время, в какое местные дебоширы встречаются реже всего.
2. Уборка, освещение
«При показе квартиры важно, чтобы был порядок,тогда квартира кажется просторнее. Если в квартире чисто - это тоже в плюс, - комментирует заместитель директора АН “Грановит” Галина Титова». Не стоит зашторивать все портьерами, в квартире во время показа не должно быть мрачно. Чем больше естественного света - тем лучше. Однако, совсем раздвигать шторы тоже не стоит, без них в комнатах будет неуютно. Спрячьте личные вещи и всякую мелочевку в виде статуэток. Входную дверь (если она в плохом состоянии) помойте и подкрасьте.
3. Запахи
«Хорошо, когда пахнет выпечкой или свежесваренным кофе, - отмечает Галина Юрьевна, - а вот стойкий запах пребывания в квартире животных влияет крайне отрицательно».
4. Лишние люди
Галина Титова выделяет и момент по поводу присутствия в квартире членов семьи: «При показе лучше, чтобы в квартире вообще не было никого, кроме риэлтора. Если это невозможно, опытный риэлтор научит продавцов и потенциальных покупателей, как себя вести, чтобы сделка прошла с выгодой и удовольствием. Есть фишки, которые риэлтор проговорит только своим клиентам перед показом». Если вы продаете квартиру самостоятельно, без помощи агентства недвижимости, отправьте семью и домашних животных на прогулку. Чем меньше присутствующих - тем лучше.
Иногда покупатели “закрывают глаза” на какие-то недостатки ради местоположения. Титова рассказала любопытный пример: «У меня был случай: купили квартиру на ул. Достоевская с ужасно сильным запахом кота. Но цена соответствовала состоянию, а клиенту нужна была квартира в центре города. Новый владелец сделал хороший ремонт и стал жить, припеваючи».